¶
Чехов. Еда
Загадка.
Идёт Константин с ружьём и мёртвой птицей. Что за Константин? Как фамилия? Что за птица? Откуда взялась?
Чехов! «Чайка»! Треплев.
Далась вам эта «Чайка»...
А вот и нет.
Чехов «Степь»! Птица же — дрохва.
Фамилия Константина — Звонык. Счастливый парубок, «счастливый до тоски» (отчего? От любви, конечно!), уехала любимая жинка к матери, не спится! Ходит по степи Константин: «Не могу дома сидеть. Нет моей мочи!». Натыкается Константин на обозчиков, предлагает купить дрохву, а мужики:
«А на что она нам? Она жаренная годится, а варёная небось жёсткая — не укусишь…» Дали ложку Константину и усадили за общую кашу (три пригоршни пшена + сала шмат).
Эпиграф ко всему А. П. Ч.:
«При виде счастливого человека всем стало скучно и захотелось тоже счастья».
«Степь» Чехова — чудо чудное. Удивительная и волшебная повесть. Из её расплавленного подрагивающего воздуха выткались все последующие рассказы и пьесы его, именно здесь впервые надрывно-распевно прозвучало главнейшее чеховское воздыхание: «скуууууушно», именно вот так через удушающую «ша» и долгую гудящую густую «уууууууу»;
разлилось, раскинулось широко бело-море цветущего вишнёвого сада над вечным сном спящими родными (бабушкой, отцом…);
там скрипка Ротшильда на зачуханном постоялом дворике Мойсей Мойсеича и его братца Соломона послышится зачарованному читателю, точнее — перечитывателю (с одного раза много ль высмотришь/расслышишь?);
и собаки.. а уж собаки! Чехов и собаки — тема особая. В «Степи» три базовые псины: чёрная в начале, белая в середине и рыжая в конце. Чёрная хочет лаять, но раздумывает (жара, лень лаять), вторая лижет размякший и раскисший еврейский пряник, а третья провожает-таки лаем тенором («все рыжие собаки лают тенором»), уезжающих надолго/навсегда дядю Ваню (а!) и отца Христофора. Где собачки, там и дамы. Их тоже три: заочная матушка Егорушки (Ольга Ивановна); загадочно-прекрасная, являющаяся, как наваждение, графиня Драницкая и финальная тётушка: Настасья Петровна (иконы-иконы по стенам, цветы-цветы по горшкам, скворец в клетке и тоска-тоска смертная)… А есть ещё шесть бешенных овчарок, и шесть косарей, и шесть стаканов чая, девка на сене и баба в исподнице, мельница на холме и баба каменная, Тит и Атька, Пантелей-старовер, Емельян-певчий безголосый, Васька-«взгляд замасленный», Дымов-оглобля-дурень… ну и конечно, человек-миф Варламов, дьявол степной, если не сказать волк… Эх.. Да чего там только нет, говорю же! Там весь-весь-весь Чехов, и мир его — мир степи, где «всё представляется не тем, что оно есть».
Чехову нет и тридцати. «Степь» — дебют автора в сурьёзной толсто-журнальной литературе. Лучше этой стостраничной поэмы.. ну что в самом деле.. лучшей/не лучшей.. кто-то любит рассказы Чехова и не понимает пьес, кто-то, понимая рассказы, более ценит пьесы, а кто-то любит Чехова целиком и без разобору со всеми подробностями, включая письма, записные книжки и фотографические карточки, но должны быть и те, кто любит чеховскую «Степь» и, прежде всего, «Степь», а, быть может, только её и любит по-настоящему. Вот я, например, очень-очень люблю её именно. Это фантастическое road-movie. Поэма, замаскированная автором под путевые заметки (история одной поездки), и поныне спрятанная в разделе «школьная библиотека» для младших-средних классов. Невероятно недооценённое произведение, чего уж там. Чехов: прячущийся писатель. Он как тот самый Варламов, попробуй сыщи его! Но он обнаруживается то тут, то там. Тополем промелькнёт, например… Главное — смотри в оба, читатель, да не торопись никуда. Куда торопиться-то?
А начинается всё июльским засветло со сладчайшего сытного домашнего завтрака: пышки со сметаной (уй!). Дядя Ваня и отец Христофор выпивают по рюмке водки (ах!). Садятся в бричку. На облучке Егорушка в красной рубашке. Он несчастлив. Ему страшно. Ему хочется плакать. И ему очень хочется кушать. Ему всё время будет хотеться кушать. Все пять дней пути. Это чувство голода — сквозное, по сему обратим особое внимание, собственно, на еду, сцены приготовления и принятия пищи. В описании сего — Чехов мастер искуснейший.
Выезжая из уездного города N, Егорушка видит острог и вспоминает:
«… на пасху он приходил в острог с кухаркой Людмилой и с Дениской и приносил сюда куличи, яйца, пироги и жаренную говядину…»
Далее кладбище в белых цветах вишни, в красных ягодах вишни, бабушка с бубликами:
«До своей смерти она была жива и носила с базара мягкие бублики, посыпанные маком, теперь же она спит, спит…»
В бричке путешествуют четыре возраста: детско-отроческий (Егорушка), юношеско-молодецкий (кучер Дениска), пространно-средний (Иван Иванович), преклонно-почтенный(отец Христофор). Помните пушкинскую «Телегу» — вот-с, наглядно (к толстовской мысли о Чехове, как о Пушкине в прозе).
В полдень привал у воды и перекус печёными яйцами (чёрные с трещинами), огурцами-желтяками и пирогами (с чем не указано).
Страшная сцена кормления кузнечика мухой. Кузнечик откусывает мухе живот, и та улетает без живота. То есть без жизни. Летать может, а «жизни» уже нет. Кузнечик отъел. Вот она классическая чеховская жуть. Чеховщина. Там дальше и ещё будет случай… Но по порядку.
Следующая остановка: постоялый двор. Сцена «Еврейский самовар» или «Чаепитие Мойсеево». Егорушку угощают ломтем хлеба, вымазанным в мёде: «Кушай, детка, кушай!»
«Егорушка стал есть, хотя после леденцов и маковников, которые он каждый день ел у себя дома, не находил ничего хорошего в меду, наполовину смешанном с воском и пчелиными крыльями».
Леденцы, маковники, детство, бабушка — всё становится дальше-дальше с каждой верстой пути, отдаляющей исходный уездный домашний город N от неведомого чужой и пугающего губернского N.
Взрослые гоняют «чаи с сахарами», считают деньги. Пахнет керосином и тухлым яблоком (Егорушка чувствителен к запахам). Хозяйка-еврейка Роза дарит Егорушке ржаной пряник в виде сердца. «Кушай, детка, кушай».
В полудрёме явление волшебницы — графини Драницкой из прекрасно-загадочного мира роскошных усадьб и балов, серебряных самоваров и гостей, которые едят «необыкновенное (например, зимою на рождество, подавалась малина и клубника)».
Вот Егорушку ссаживают с брички, передают на руки обозчикам, на шерстяное облако, в иную среду, в иную еду, в мир каш на сале и чего Бог послал, где мужики с прекрасным прошлым и худым насущным хлебают варево личными ложками из общего котла, сняв шапку и засучив рукава рубах.
Бог послал речку, следовательно, рыбу и раков. Первая каша — раково-рыбная.
Вроде бы всё обычно-привычно, буднично-реалистично, если б не этот вот жутковатый мужичок с подвязанным лицом, бывший рабочий спичечной фабрики, человек с замасленным взглядом, видящий какую-то заповедную сущность сущего.
«Вася тоже заглянул в ведро. Глаза его замаслились, и лицо стало ласковым, как раньше, когда он видел лисицу. Он вынул что-то из ведра, поднёс ко рту и стал жевать. Послышалось хрустение.
— Братцы, — удивился Стёпка, — Васька пескаря живьём есть! Тьфу!
— Это не пескарь, а бобырик, — покойно ответил Вася, продолжая жевать.
Он вынул изо рта рыбий хвостик, ласково поглядел на него и опять сунул в рот. Пока он жевал и хрустел зубами, Егорушке казалось, что он видит перед собой не человека».
Егорушка в церкви. Спрашивает кого-то: «Раздавали уж просфору?» Видимо, раздавали и всё уж раздали. Егорушка заходит в лавку, покупает подсолнуха на копейку, ведёт разговор с лавочником о пряниках. Предъявляет свой ржаной, выясняет цену. Заглядывается на миндаль в сахаре.
Вторая каша на сале, ночью, в прикуску со страшным «сторителлингом» о разбойниках, крестах, косарях-убийцах и о себе самих:
«Пока ели, шёл общий разговор. Из этого разговора Егорушка понял, что у всех его новых знакомых, несмотря на разницу лет и характеров, было одно общее, делавшее их похожими друг на друга: все они были люди с прекрасным прошлым и с очень нехорошим настоящим; о своём прошлом они все до одного говорили с восторгом, к настоящему же относились почти с презрением. Русский человек любит вспоминать, но не любит жить».
Тут и является из тьмы солнечно-счастливый хлопчик Константин со свеже-подстреленной дрохвой.
Третья каша — каша раздора, всеобщего раздражение и ссоры. Детина Дымов, сын зажиточного крестьянина, идущий вдоль обоза, стонущий, воющий: «Скушно мне!»
Гроза. Ночь. Деревенская изба. Темень. Холодные арбуз и дыня (больше угостить нечем). Вот бы сейчас чайку-то горячего! С пряником еврейским. Эх.. Пропал пряник. Размок от дождя. Приходит белая собака, ну вот, пусть она ест. Тоже, небось, голодная.
Егорушка заболевает. Лихорадка, холод, сны и полусны. Наконец, приезд в большой город, снова дядя Ваня и отец Христофор, пахнущий кипарисом и васильками (Егорушка чутко слышит носом). Солнечное утро и снова завтрак; вкуснейший, быть может, самый вкусный завтрак во всей русской литературе. Завтрак, сочинённый отцом Христофором. Наверное, никто так не понимал и не понимает толк в божественном искусстве трапезы, как наше духовное сословие. Три позиции всего, и всё вместе звучит как обеденное (от слова «обедня») Трисвятое: жестяночка с зернистой икрой, кусочек балыка и французский хлеб, а «человек в белой рубахе принёс самовар и поднос с посудой». Благодать.
Отец Христофор даёт последнее наставление Егорушке. Они не увидятся больше. Отец Христофор стар. Это их последняя встреча. Отец Христофор понимает это. Егорушка понимает это.
Конечная остановка — Малая Нижняя улица, квартира Настасьи Петровны Тоскуновой, подружки Ольги Ивановны Князевой (матушка Егорушки).
Сюда Егорушку приводит дядя Ваня. Здесь Егорушку потчуют жирными, горячими щами, а вечером:
«Спать его положили на сундуке и предупредили, что если он ночью захочет покушать, то чтобы сам вышел в коридорчик и взял там на окне цыплёнка, накрытого тарелкой».
Холодная курица в «ракушке» из холодных, вероятно, белых тарелок. Как уныло-то! Еда людей с расстроенным пищеварением, когда ничего нельзя, а только и можно, что вот куриную ножку понемножку. Рука тянется открыть том с воспоминаниями о Чехове, найти заметки Потапенко что ли. Период Ялты. Реплика матушки Чехова о том, что ему теперь можно только куриную ножку, отварную. Но я одёргиваю руку. Холодная курица, болезнь, смерть… не хочется сейчас об этом. Хочется, чтобы мгновение остановилось где-то в полдень, может быть в тот самый первый полдень пути, когда после ленча с печёными яйцами и огурцами, после сна-сиесты, отец Христофор, несмотря на раздражительную нетерпеливость дяди Вани, обращается на восток, открывает книжицу и зачинает читать ровным тёплым тембром: Во имя Отца и Сына и Святого Духа… хлеб наш насущный даждь нам днесь..