Олег Панфил
АВГУСТЫ
стихи из книги «ПРИЧАЛ — ОТЧАЛ»

августы



Не спи в эту ночь когда на исходе

август и воет любовью

шёлковый пёс в середине квартала.

август отчаливает в горящих гирляндах

из черепов черепков кукурузных початков

грошей переломов меди и труб.

август отчалит пожарным багром

наш берег отталкивая толкая

в янтарную тьму

вдоль рептилий асфальта

уплывает наш август розами нефти

недорогой по-чёрному чёрному морю без краю

уже издали кричит еле слышно: не спи

в эту ночь!

смотри в пустоту

перед новым свято .



место приходит и место проходит.

там кто-то стоит у всех ворот.

ворота уходят но отмычка одна.

это Четвёртый Гость.

четверть

века спустя.





++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++




Драгинич



под зноем золотым, под небом Драгинича

среди долин у холмов скрещённых

река сорвала кольцо с моей руки. Пока мы одевались,

брод перешёл красивый люд с того

берега, как оказалось вблизи — искатели

мистических переживаний за умеренную плату. Что неким образом — как в знаке Дао — гармонировало с их тачками на этом берегу — мерсом хs, инфинити, и их в меру упитанным гуру для уикэнда: с ухоженным буддистским пузом

и лысинкой, сияние которой отполировал он роением

в числе планктона среднего звена. парализующе благостный клей

нечеловеческой его доброжелательности

завис напрасно в воздухе, как капельки росы на паутине

в нерыбном месте. нам нужно было дальше, в ещё менее

рыбные места. куда мы и направились — что ж, тоже не без джипа,

хехе, но зато при памяти — памяти каких-то старых школ, каких?

— о том, что плата всегда должна быть неумеренной. я вспомнил

как несколько лет назад один голландец попросил помочь развеять пепел

его жены, умершей от рака легких. она завещала его развеять где угодно.

только не в голландии. в любом красивом месте. и мы приехали сюда же —

чуть ниже по течению реки —

я показал ему островок с единственной ивой. он не мог сделать это сам

и передал мне сосуд с пеплом. я перешёл вброд до

островка и высыпал пепел — ветерок был небольшим.

когда я вернулся, голландец рассказал, что узнав

о раке, его жена отказалась лечиться и стала курить

самокрутки. до этого никогда не курила.

бумагу она брала

в библии — вырывая страницу за страницей.

в библии очень тонкая бумага, пояснил он,

плача и улыбаясь.





++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++



из звука цикад

волна вина

по макушке

окраин как сказано изменивших

вечности

принести им

не мёд цветы молоко

а всю музыку одной нити

внутри неё не за что

некому

некого

прощать

как гончарному кругу

черепки

мы рождены не по кругу

волны вина друг к другу

пузырьки в высь

светляки





++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++



ни о чём не стоит говорить

ничего не стоило учить

когда с той стороны

станешь стаей птиц

летящих вечно

в разные страны



бездны света

беззвучная ограда

тёмные таможни



а тут белая крупа с неба

недешёвое тепло внутри

дорогое сердце

соберёт все фантики

бельгийских конфет дютифри





++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++



#пред_и_постистории_Кишинева 1



из центра к юго-востоку

железнодорожный скрип музык разъятий

прибытий Четвёртого Гостя сквозь запахи

трикрезота лизола хлорки потом новой

слащавой дезинфекции в этот город

откуда сначала мечешься сбежать прибывали

в лучшей из не лучшей обуви сбежавшие будто

лучшие люди здесь были приезжие понаехавшие



из кагула, сорок, мск.,ленинграда

новых анен, тирасполя, калараша,

нижних жор, шолданешт, резины,

слободзея-душка, костешт, ватры,

иркутска, пресловутых распопен



пойду-ка заработаю детишкам

на молочишко говорила она вечером

и однажды невольно

отучила соседа — свадебного трубача

от пристрастия к семечкам —

вернулась во двор без молочишка

но с семечками а тот попросил угостить

она отсыпала ему из кармана в ладонь

в темноте

он щёлкает а потом хвать —

а там среди чёрных семечек

полный презерватив



но нас волнует

которого здесь нет

которого не будет

но будет



вот его план

с коричневых и золотых

вишневых

недогоревших карт

и синька на остаточных стенах





++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++



#пред_и_постистории_кишинёва 2


Т.Алешиной, in memor.



псевдосуфийский орден

присылал своих на ускоренную перемотку —

как бы кристаллизацию. Она сказала

«кто ты? ты — старая обезьяна». и он наконец выпал в осадок

и стал напоминать подёрнутый

угольной пылью алмаз.

но не брильянт, нет.

но в кишинёве бывают и ещё более

странные гости

и намного более

странные места.



за углом у школы №9

обычная пятиэтажка никогда там не был

ни до ни после

сократить дорогу

разве что. шаг — и у первого же подъезда

остался бы жить на асфальте

без ограды

чтоб не прерывалось

прозрачное золото

вертикального рая не божьего

не обезьяньего

беспримесно человечного

без сверьхчеловечков



мы о нём ничего не знали

кроме этого места

за углом 9-й школы



и теперь не знаем

как мчатся дни её

на взмах ресниц





++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++



ах, грызла-любовь

скрипка крестей

скрип стрижей

вспышка глаз

за синим веком пьет

уже не мозг

а костный мозг

ммыххх сердце-капец

на большую дорогу

ходило

бесаме бессара

ничему кроме воли боли

не учи

ничему кроме

мёда когтей

стали воли

чистых зубов

а божья коровка

не алая а канареечная

тоже летит на небко

не к деткам

а туда где

её грызла-любовь





++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++



ни о чём не следует писать

ни о чём не стоит говорить

прокормит зимних птиц

виноград неубранный

и конспирологический

хлеб на снегу



и камни которые притаскивает

с прогулок соседский пёс

складывает в центре двора



скворцы стали неперелётными

а значит теперь у нас юг.

или запад.



вьют гнезда для тёмной

прицельной весны.





++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++



двойные письма отсюда 11



когда я вижу в фб

рекламу доставки суши

иногда вспоминаю

давний сон

о купании в океане

меня было двое

один —

тот что был слева —

до дрожи хотел плескаться

и плавать среди живородящих

серебристых рыб мелководья

и это — всё

чего он хотел



а другой —

справа —

также — до судорог —

хотел только ловить руками

и тут же

жрать-жрать-жрать

их сырыми

прямо воде

не отходя от кассы

он хотел только этого



один не помнил о другом

я был то целиком слева

то полностью справа



какое-то цунами

вынесло меня

оттуда

когда я вдруг увидел

этих двух мудаков

одновременно





++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++



pin-ups 5



хор рождества на пороге.

веры алмазная мгла

занавешивает просторы

чтобы родина стала объятней.



чтоб только светлела от стрема

наждачная книжная чистота, —

беспорядок творения обманчив.

сказка не ищет конца.





++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++



кварц



«Я, я, я! Что за дикое слово!»



прошлой ночью во сне

я нашёл кристалл кварца

всё остальное ничем не отличалось от реальности

только откуда-то этот горный хрусталь на полу —

хотя я знал что все три моих кристалла

находятся в другом доме — один двойной

и ещё один. а один я подарил Кате

проснувшись я вспомнил конец 80-х

тогда во снах

везде где приходилось жить

стояли рации-передатчики

и они были военными лишь на вид

но как будто были связаны

не с землей

будто они передавали всё в глубокий космос

но волна настающего времени почему-то

придавала тогда

всем образам вещественность 50-х

в крайнем случае поздних 30-х

ортодоксальный хай-тек стальные коробки хаки

ламповые индикаторы глубинный гул

связи с внешним временем

неотвратимым

которое вот-вот

войдёт в нас как рука в перчатку

и вот я снова слышу этот гул

светящийся

в кварце из сна

— о том что пора собираться

отыскать всех нас

кем только ни был

каждый из нас за эти дымные

великие гадкие смешные страшные годы

героической трусости

отчаянной жадности ко всему

тоски по всему

и сильный был и подлый был

в том что было грядущим

нас гораздо больше чем двое

серебряной нити опаловой нити обрыв

громоздкий свет запаял

там где нет кого-то уже

но есть место сбора —

рассвет заката





++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++



вначале казалось, что ты — те, кого я люблю.

потом я думал, ты — бог.

и лишь теперь узнал: ты — это я.

но скажи,

отчего мы так долго с тобою были в разлуке?

и кто же те, кого мы любим?

и когда они встретятся снова с собой? на берегах каких? морей?





++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++



#ноябри



мой друг ещё одно

прошло над головой

крыло но не крыло

прибой из тысяч глаз

за тьмой кулис



я что-нибудь забыть

забуду в этот раз

и скажу что

это будет давно это будто во тьме

долгой памяти шепот извне

рябь золотая на темноте —

мы приближались к земле

где живём пока любим





++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++



глубина резкости 8



он читал стихи будто кусал

подкрашенного покойника

и в его лице — всю школу.

сворованный воздух

стал скрепками карго

вставными челюстями,

противоестественными как любое

искусство.

кроме крючьев

золота на чёрном

цыганского идисюда,

просительного ладана

простительной земли





++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++



порывы неизвестности в ноябре

пугают но греют. наждачные

школы труда странных стран

узнаешь по запаху букв из мела

на всех глобусах. вспомнить бы

новое слово вместо которого

из сетей затекает эта милота

вспомним ли слово негугла

перед тем как

жизнь была уже

не школой





++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++


sambata mortilor/ родительская суббота



на обратном пути по резинской трассе

весь этот пасмурный день

чуть осветила кромка заката.

край земли

прозрачные городки села

над днестром

дома сараи сарайчики, сложенные не столько

из красоты, сколько ходом жизни.



танк ещё стоит? спросил я брата.

— вот он — стоит

весной приезжал молодняк

без опознавательных знаков, привели в порядок.



отличная трасса со все теми

же благодарностями американскому правительству

за дорогу. контражур.

чистые настороженные края всего.

уклад отточен войнами

погромами раскулачиваниями голодом и опять

войной.



я раньше принимал за бедность

эту дремлющую готовность.



не уловить словами

на кромке заката

готовность ко всему — к худшему к лучшему

бороться сдаваться

уехать навсегда

остаться навсегда

жить в профиль

во все стороны

много ненужного

ничего лишнего.

с тяжёлым сердцем

но всегда налегке.



это промелькнуло

и ушло к горизонту

в последние отсветы

фазаньих потёмок.





++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++



в глаза! смотреть в глаза

веселящему газу хаоса,

перемежаемого скупыми

рыцарями серпа без молота

Главный Хирург предупреждает:

не спи на закате, земля крадёт душу,

вор душит надежду нежно,

как бархатная жаба лижет будущее,

пока не слижет начисто.

не спи! скоро придут собаки.

собаки любви

спасут нас собственной шкурой





++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++



ни о чём не следует писать

но отопительный сезон

начался

много бесплатных бумаг

перед выборами

хотя мне больше нравится растапливать

нашу печку антихрупкими

картонками из-под яиц —

дрова загораются сразу.

но яйца подорожали в два раза

за неделю как я узнал

вчера от жены



время приходит и время проходит

сквозь распальцовки мурчащих

народных избранников

плохо выбритые животы в скорой

несгорающая стерня

балканский дымок

как щщитает вася ерну

камуфлирует здешнюю кухню

типа мир это жертвенный костёр

богов.


хз.

да хоть мудаков

лишь бы дров

хватило до марта





++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++



глубина резкости 7



1

ни о чём следует писать но

в аптеке уже рассчитавшись

я вдруг будто увидел аптеку и всё в ней и прыщавую субботнюю

аптекаршу — из времени когда этого будущего ещё не было

дело не том что что-то было не так и как будто доброта была в этом будущем неуместна

(я сам видел как эти аптекарши однажды отпаивали побелевшего мальчишку,

его перепуганный отец, приехали из села)

нет, как будто в том нашем прошлом с убогими витринами и нехваткой

там как будто было гораздо больше

неизмеримо больше будущих

из которых мы выбрали почему-то

это



2

талеб суппер да, если б он

еще научился писать может успеет

или повезёт с внутренним переводчиком

и встроенным научным советом.

этот неравномерно циклический синтаксис

предсклеротический

как репьи на хвосте собаки

прибежавшей из сумерек из полей

на которые хозяину страшно оглянуться



3

ни о чём не следует писать

ничего не стоило учить

дельфинарий выпустим в Бычок

и туда же выскользнет бочком

и душа, резвяся и играя,

по седым пучинам мировым

от ж/д до мясокомбината





++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++




глубина резкости 8



1

был день вина вины войны

за воротами растекались голоса

с центральной площади. они по ночам

всегда возвращаются на восток.

не был не пил не текло не попало.

эбеновый двойник осени роняет опалы

фисташковый золотой клофелин

мимо бокала



2

не развязывается язык

не расщепляется речь

ни двояковыпукло ни обоюдоостро.

наполняет лишь то что по ту сторону щита

и по эту сторону

войны.



3

октябрь, аквамариновый шар

полдорожья. никто не умрёт не споёт

только эти птицы ночные лохи неперелётные

из центра неба

роняют

призрачное серебро





++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++



город после землетрясения

как фаюмские портреты —

сама красота, сама жизнь.

потому что посмертно. тепло

кончившей земли. испарина

дождя. в магазине забывают оплаченные

покупки. чего во мне касается случайно

твоя родная

невесомая рука?





++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++



карты 1



по обгорелому краю

книжных людей

паломники в страну

хоть какого-нибудь востока

ищут в своей голове

карты запретных зон

но приходит извне

после того как сходишь

и позовёшь

а перед этим

выйдешь из себя

нечего рассказать

любая история обо мне

казалось что вернулся

возможно так кажется всегда





+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++



карты 2



в мирах оставленных на склоне каждого года в лето

каждый месяц дна времени выстрелы дикой зелени

весны наступающие с полей запахи осени точки сбора

вероятностей рассыпавшихся по одной гарпун желаний

в бескрайней рыбине речи вместо течения

разизвесткование связи и — сети нервов отпускают

на волю — город и два храма

над городом кренятся

бирюзовые шёлковые стратосферы

и некуда улететь

незачем

остаться





+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++



2 сентября



неравномерный хор

сверчков самолётов заблудшей

летней цикады эхо поезда

ночи. до самого конца напоминают

этот знакомый откуда?день.

+++

почему не отпускает? милость падших

больше милости к павшим. что там

зияет где не ?поехали с начала:

2 сентября такой день — переобуться

в воздухе, жемчуг прошлого

успеть растворить в вине, не в уксусе,

сквозь слой войны или вины

как сказал предыдущий поэт.

+++

я тебя помню, хуле

отпираться — всё ещё.

как старьевщик-

жидан на телеге

в детстве взамен на тряпьё

давал синьку и воздушные шары,

я отдам тебе память о тебе, сука:

«этот ад, этот сад, этот зоо,

там где лебеди

под прицелом всеобщего взора».

+++

твоя мама мне мыла ноги,

к сожалению, в прямом смысле.

водой от омывания мертвеца.

тоже в прямом.

поэтому ты мертва

20 лет как.

я благодарен

за то что тогда впервые

жизнь стала велика и прекрасна

только оттого что

без тебя

+++

благодарности нет конца -

за холодный зрак

кишиневский за то

что видно за все

пределы за

голый голос

за несомненность

конца





++++++++++++++++++++++++++++++++++++++



августы



подкидная бродячая смерть и её балаган

сужает круги.

там же кто-то был на холме

под дикой маслиной

мы нашли его только на фото

снова не в фокусе.

+++

август немеет.

слюдяные следы улиток в мирах.

уходит запах

вишнёвых листьев.

мраморный бог расщепляется

на оперенье лохмотья

заносчивых оторванных

богов.

+++

по кишинёву шёл в последний

день августа по проспекту разбитому

независимому от кругов подступающих

войн и обратно к центру окраины

на месяц раньше все в этом году

август ушёл

раньше

нас





++++++++++++++++++++++++++++++++++++++


не прощая — не прощай.
ах не прощай ну не прощай —
причал отчал.

июльская луна,
стоит на эшафоте
моя печал.





++++++++++++++++++++++++++++++++++++++